Разговор по душам

Привычное выражение «транспортно-экспедиторские услуги» подразумевает совместную работу перевозчика и экспедитора, тех «китов», на которых строится транспортная логистика. Но вот когда «в товарищах согласья нет», страдают интересы дела.

А. Камчатова, фото автора

Проблемы взаимодействия грузовладельцев, логистических компаний и автомобильных перевозчиков обсуждались 18 ноября в рамках IV Международного транспортного форума «Транспорт России» за «круглым столом», организованным АСМАП и Минтрансом России.

Модераторами встречи, проходившей под девизом: «Логистика – рычаг эффективности международных автомобильных перевозок», выступили заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А. Шерстнев и заместитель председателя Правления Клуба логистов России А. Танаев.

В оживленной дискуссии о состоянии дел в транспортно-экспедиторской отрасли России и о необходимости интеграции в современные международные логистические цепи поставок спикеры встречи президент АСМАП Е. Москвичев, генеральный директор ОАО «Лорри» Ю. Ступак, генеральный директор ООО «ВДВ-Транс» В. Демчук и генеральный директор ХК ЗАО «Совтрансавто» В. Тян отстаивали интересы перевозчиков. Позицию экспедиторов изложили директор по стратегическому развитию компании СSTS/RLS-Logistics К. Власов, руководитель отдела международных перевозок компании Schenker Ltd В. Фадеев и президент АРЭ В. Алисейчик.

В откровенном разговоре о проблемах рынка транспортных и экспедиторских услуг и о путях повышения конкурентоспособности отечественных автотранспортных компаний приняли участие также генеральный директор ЗАО «Автоинвест» В. Юделевич, заместитель генерального директора ОАО «Интертрансэкспедиция» В. Каякин, вице-президент СТР Е. Казанцев и другие. В общей сложности на эту встречу прибыли более 100 представителей федеральных и территориальных органов исполнительной власти, логистических и транспортных компаний, научных учреждений, союзов и ассоциаций.

«Нам нужна «умная» логистика, которая позволит сокращать порожние пробеги и транспортную составляющую в стоимости товаров, – обозначил позицию перевозчиков президент АСМАП Е. Москвичев. – Нужен «зеленый коридор», чтобы груз, перевозимый любым видом транспорта, не стоял ни минуты». Он предложил обсудить, что необходимо сделать для того, чтобы транспортные компании могли свободно, спокойно и безопасно перевозить грузы, и обеспечить беспрепятственное пересечение всех границ.

С точки зрения представителей логистических компаний при построении цепей поставок приоритетной является задача оптимизации затрат заказчика в соответствии с заявленными им условиями. При этом зачастую, особенно перевозчиками грузов из третьих стран, используется вариант транспортировки с переоформлением документов на внутренних терминалах транзитных стран.

Такие методы работы, по мнению российских перевозчиков, совершенно неприемлемы. Такого же мнения придерживается не только бизнес, но и власть – А. Шерстнев подчеркнул, что государство будет поддерживать национальных перевозчиков, и будет создавать условия, в которых логистам придется отдавать предпочтение отечественным компаниям.

Ю. Ступак в своем выступлении привел целый ряд примеров, когда государственная поддержка необходима: «Хотя бы госзаказы должны обслуживать отечественные компании! Вот недавний случай – Минздрав закупил за рубежом партию томографов, и доставил их в нашу страну иностранный перевозчик. Деньги, взятые из российского бюджета, должны вернуться в российскую же экономику! Надо, чтобы использовать национальных перевозчиков было модно и выгодно, чтобы передача заказа иностранному перевозчику считалась дурным тоном», - считает член Правления АСМАП.

Однако в процессе обсуждения наболевших вопросов оказалось, что представители логистических компаний вовсе не оппонируют перевозчикам. Им ведь тоже не нужны ни простои, ни поборы. Экспедиторы также заинтересованы в развитии придорожной инфраструктуры, чтобы машины ночевали на охраняемых стоянках. В. Фадеев резюмировал – то, что российские автоперевозчики неконкурентоспособны, это результат государственной политики: «Мы бы рады пользоваться услугами отечественных компаний, но действуем в интересах клиента! Зачем заказывать российскую машину за 6,5 тыс. евро, когда белорусская повезет за 5?». Его поддержал и К. Власов: «Нам не интересно работать с подменой инвойсов, идти на риск подлога, рискуя репутацией. Нам интересно работать с максимальной эффективностью».

Перевозчики согласились с такой позицией. «Логист никак не может повлиять на то, что машина простояла на границе 26 часов, а государство может», – резюмировал В. Юделевич.

В. Алисейчик отметил, что в ряде стран законодательно установлено, что некоторые грузы доставляются только национальными перевозчиками, а у нас государство совершенно устранилось от контроля за внешнеторговыми контрактами. Президент АРЭ призвал решать вопросы совместными усилиями.

Что ж, оказывается, мы по одну сторону баррикад, и вовсе не враги, а друзья! Ведь логистическим операторам тоже не выгодно, когда машины сутками стоят на погранпереходах. Бремя расходов в равной мере ложится на транспортные компании и на грузовладельцев, но больше всех теряет государство. Потому что в результате финансовых потерь перевозчиков и грузовладельцев государство недополучает доходов в бюджет, НДС и таможенных платежей. Тормозится развитие внешней торговли, замедляется скорость оборачиваемости финансовых ресурсов. А в результате - не на что строить дороги, не на что развивать приграничную инфраструктуру… В конце концов, невозможно увеличить ВВП без ликвидации заторов, пробок, простоев.

Участники «круглого стола» единодушно сошлись во мнении, что необходимо объединить усилия органов государственной власти и бизнеса, развивать и совершенствовать нормативную правовую базу автотранспортной и экспедиторской деятельности и ликвидировать административные барьеры.

В итоге собравшиеся сочли состоявшийся разговор весьма конструктивным и единодушно выразили уверенность, что подобные встречи должны стать традиционными.

По результатам дискуссии были приняты рекомендации, которые направлены в Министерство транспорта Российской Федерации.

Рекомендации круглого стола «Логистика – рычаг эффективности международных автомобильных перевозок»

Приняты участниками круглого стола,  прошедшего в рамках IV Международного форума «Транспорт России» Москва, 18 ноября 2010 года

Выход мировой и российской экономики из кризиса обусловил рост спроса на логистические, в частности транспортно-экспедиторские услуги. В восстановлении и дальнейшем развитии международных «цепей поставок»  именно транспортная логистика, обеспечивающая непосредственное товародвижение, играет одну из определяющих ролей.

Являясь наиболее гибким и динамичным звеном в системе транспортного обслуживания международной торговли, автомобильный транспорт органично интегрируется в современные логистические системы.

Вместе с тем, необходимо констатировать, что в настоящее время далеко не полностью раскрыты потенциальные возможности, присущие автомобильному транспорту в современной логистике. Конкурентоспособность российских автотранспортных и экспедиторских компаний и дальнейшее повышение уровня их взаимодействия на рынке международных логистических и транспортных услуг ограничивается рядом факторов, из которых основными являются следующие:

- недостаточное развитие нормативной правовой базы автотранспортной и экспедиторской деятельности;

- административные барьеры при осуществлении автотранспортной деятельности;

- неравные условия приобретения подвижного состава российскими и иностранными перевозчиками;

- недостаточное развитие и низкий качественный уровень услуг российских экспедиторов по сравнению зарубежными, работающими по обслуживанию грузопотоков, как в автомобильном, так и в смешанном сообщениях;

- большое количество недобросовестных предпринимателей в области автотранспортной и экспедиторской деятельности;

- несоответствующий современным и перспективным требованиям уровень профессиональной подготовки персонала автотранспортных и экспедиторских компаний;

- неразвитость современных информационных технологий в области экспедирования и международных автомобильных перевозок, низкий уровень информационной культуры, фрагментарный характер применения современных информационных систем; - отсутствие законодательно установленных требований по минимальному уровню финансовой обеспеченности экспедиторских компаний, а также норм по страхованию экспедиторами и автомобильными перевозчиками своей ответственности по договору транспортной экспедиции и перевозки;

- недостаточный уровень прозрачности и объективности при проведении конкурсов и тендеров на автотранспортные улуги.

Участники круглого стола считают важнейшими направлениями работы, в которых должны быть объединены усилия органов государственной власти и бизнеса, следующие:

- разработка стратегии развития автомобильных перевозок и включение мероприятий по реализации этой стратегии в Государственную программу «Транспортная система России (2011-2020 годы)»;

- скорейшее принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, способствующих улучшению регулирования и функционирования рынка экспедиторских и автотранспортных услуг, в первую очередь, проектов федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, подготовки проектов изменений в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и в Правила транспортно-экспедиционной деятельности, а также принятие документов, обеспечивающих реализацию целого ряда международных договоров;

- введение механизма допуска к экспедиторской деятельности, включая установление обязательного критерия в части финансовой обеспеченности;

- разработка предложений по повышению качества экспедиторских услуг c использованием механизмов саморегулирования (на добровольной основе);

- продолжение работы по выработке обоснований законодательного решения вопроса о приоритетном привлечении отечественных субъектов транспортно–экспедиторского рынка к осуществлению экспортно–импортных поставок по госзаказам для государственных нужд;

- выработка рекомендаций (требований) по проведению тендеров, связанных с крупными федеральными и региональными инвестиционными проектами, в части обеспечения их открытости и прозрачности условий, а также обособленного выделения из общего объема выставляемых на конкурс товаров и работ транспортно–экспедиционных услуг;

- принятие комплекса мер, стимулирующих ускоренное обновление и пополнение парка подвижного состава российских перевозчиков современными транспортными средствами, соответствующими Евро-4 и -5;

- снижение уровня обременения международных автомобильных перевозчиков за счет ликвидации избыточных административных барьеров, в том числе связанных с пересечением российской границы;

- сокращение времени таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, переход к выборочному таможенному контролю с использованием системы анализа и управления рисками;

- подготовка предложений по внесению изменений в таможенное законодательство в части разделения ответственности грузоотправителей и автоперевозчиков за количество и перечень товаров, доставляемых в международном сообщении в контейнерах;

- развитие придорожной инфраструктуры, обеспечивающей комфортные и безопасные условия осуществления профессиональной автотранспортной деятельности;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, модернизация учебных программ с учетом требований, предъявляемых к специалистам современным рынком логистических и транспортных услуг;

- ускоренное внедрение современных информационных технологий в деятельность автотранспортных и экспедиторских компаний, а также по предоставлению государственных услуг в области международных автомобильных перевозок.

Участники круглого стола призывают Министерство транспорта Российской Федерации, отраслевые ассоциации и органы исполнительной власти субъектов Федерации расширять практику проведения региональных «круглых столов» и встреч перевозчиков, экспедиторов, экспортеров и импортеров по увеличению доли российского транспорта в перевозках внешнеторговых грузов.

 

назад