Министр своей судьбы

Юрий Сергеевич Сухин… Сколько искреннего уважения к нему в среде автотранспортников! Сегодня за его плечами жизнь по-настоящему счастливого человека. Свой 80-й день рождения Юрий Сергеевич встречает в расцвете мудрости, он по-прежнему полон сил и энергии и принимает поздравления от друзей и коллег со всего мира.

Истоки…

 

На руках у отца

Институтская футбольная команда. Вратарь Ю. Сухин - второй справа

Третий курс. Подготовка к экзаменам. Ю. Сухин - третий справа

Руководство Невинномысского автотранспортного хозяйства. Справа - Ю. Сухин

Торжественный митинг у памятника воинам-водителям

Открытие первого погранперехода между СССР и КНР

Подписание межправительственного соглашения между СССР и Италией (Москва, Кремль)

Встреча с министром транспорта Демократической Республики Афганистан г-ном Маздурьяром

Встреча с Председателем Государственной Думы Г. Селезневым

Встреча с вице-премьером А. Жуковым

Сына Сухин назвал в честь своего отца - Сергеем

Родился Юрий Сухин 15 марта 1930 г. на Украине в Харькове в семье потомственных транспортников. Мать Фаина Алексеевна и отец Сергей Митрофанович много внимания уделяли сыну, который хоть и приносил домой отличные отметки, но хулиганил так, что сердобольные соседки докладывали матери о школьных проделках Юры. Позже Ю. Сухин напишет: «Я глубоко благодарен своим родителям, что они не жалели средств для моего развития. Пианино, футбольный мяч, велосипед… Что еще надо было в послевоенном трудном детстве, чтобы ощущать себя счастливым, окруженным родительскими заботой и вниманием?»

В 1949 г. Юрий Сухин окончил с отличием Хорольский техникум механизации сельского хозяйства по специальности техник-механик и в том же году поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт. Спортсмен и отличник Юрий Сухин обладал молниеносной реакцией, был вратарем футбольной команды института, и однажды чуть было не поменял профессию автомобилиста-транспортника на судьбу профессионального спортсмена. На молодого вратаря обратили внимание известные тренеры, однако, посоветовавшись с людьми старшими и более опытными, Юрий все-таки остановил свой выбор на получении профессии, хотя со спортом не расстается и по сей день. Он хорошо играет в теннис и, по большому счету, многих своих коллег пристрастил к активному и здоровому образу жизни.

«Мы были молоды и энергичны, каждый из нас искренне верил в то, что нам выпала завидная судьба - строить самое справедливое на земле общество. Скажу откровенно, мы были убеждены, что это так есть на самом деле. Причастность к комсомолу окрыляла, нам хотелось, чтобы новая, счастливая жизнь наступила как можно быстрее. Мы были лишены меркантильности, презирали бытовой уют. Нашими поступками руководили чистые помыслы, искренние намерения, стремление видеть Родину еще более могучей и прекрасной».

После окончания Харьковского автодорожного института в 1954 году по распределению был направлен в Узбекскую ССР в город Ходжейли. Для полноты картины, взглянув на карту, можно увидеть, что расположен город вдали от больших центров в 500-х километрах от железнодорожной станции между двумя пустынями Каракум и Кызылкум… Будучи молодым и предприимчивым специалистом в должности главного инженера автобазы, с большим уважением и вниманием относился к национальным традициям и особенностям ведения дел в среднеазиатской республике, что, возможно, спустя много лет сыграло известную роль, когда обстоятельства сложились так, что Юрию Сергеевичу довелось работать в Афганистане. Умение увидеть и понять проблемы простых тружеников, найти способы их решения, предложить выход из сложных ситуаций – вот стиль работы, который формировался у начинающего руководителя Юрия Сухина. Будь это простые работяги на Брянщине, в Подмосковье или афганские бедняки. Он сердцем почувствовал, что рабочему человеку надо дать уверенность в заработке и своем завтрашнем дне, где жить и чем кормить свои семьи… Тогда можно «спрашивать и за результаты труда». И быть уверенным, что люди ответят добросовестным трудом и поддержат своего руководителя. Поддержка коллектива всегда очень важна для Юрия Сергеевича, его бережное отношение к своим кадрам продиктовано глубочайшим понимаем того, как долго и по крупицам, вместе с житейским опытом набирается настоящего профессионализма молодой специалист и потому так дорого ценится.

«Я понимаю, что наступило новое время, а у каждого времени – свои герои. Но, когда вспоминаю свою молодость, молодость своего поколения, сравниваю наши идеалы с нынешними, мне становится жаль молодых людей. Мне кажется, настоящая жизнь обходит их стороной, они не испытывают тех чувств, которые испытывали мы и которые выражены в словах замечательной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Работа в Ходжейли вспоминалась долго по многим причинам. В крайне тяжелые моменты Ю. Сухин говорил, перефразируя известное высказывание: «Дальше Ходжейли не пошлют…».

Ставропольский период

Вскоре в Ставропольском крае начал строиться Невинномысский химкомбинат, где нашлась работа и для его жены, молодого специалиста-химика, туда же перевели на работу и Юрия Сергеевича.

В Ставропольском крае Ю. Сухин ввел новую систему оплаты труда, когда каждый ремонтный рабочий был заинтересован в сокращении простоев и повышении качества работы. Постепенно повышался коэффициент технической готовности автопарка и, как следствие, начала снижаться стоимость перевозок, увеличиваться производительность труда. Но настоящая жизнь окрашена не только светлыми красками, всегда есть темные полосы, есть оттенки и полутона. И, конечно же, бывало всякое…

«Через забор от нашего предприятия был авторемонтный завод. Я подружился с директором Иваном Васильевичем Мирошниченко. Это был опытный, видавший виды хозяйственник, стиль и методы работы которого были сформированы в условиях то­тального дефицита на все. Однажды я озадачил его:

— Знаешь что, Иван Васильевич? А давай-ка про­ведем друг к другу подземный ход...

Он с удивлением воззрился на меня:

Что с тобой? Приключенческих книг начитался?

Штанов жалко.

Каких еще штанов?

— Твоих работников и моих. Если сосчитать, сколько они их изорвали, перелезая через забор, то строительство подземного хода обойдется дешевле…».

И еще одна черта станет для него отличительной – неравнодушие к проблемам людей. Внимание к людям и верная оценка как деловых, так и нравственных качеств работающих рядом - неотъемлемая часть руководящего стиля Ю. Сухина на любом уровне и на любом служебном посту.

«Если кому-то из нас, получивших высшее образование, что было в те годы большой редкостью, не терпелось выделиться своей ученостью, выпятить свое особое положение, то их быстро опускали с небес на землю, окунали в реальную действительность. Я называл это народной педагогикой. Моральная обстановка в трудовых коллективах не давала никому зазнаваться, ставить себя выше других, пренебрежительно, свысока относиться к окружающим».

Вот так. Со временем стало понятно, чтобы управлять коллективами людей, приходилось не только держать жесткую линию поведения, участвуя в буквальном смысле в битве за урожай, помогать колхозам и совхозам края, мудро «разрулировать» взаимоисключающие распоряжения сверху, но и стараться принимать любую необычную житейскую ситуацию в коллективе с юмором.

«В Невинномысске мне запомнился один шофер, который, стоило ему слегка выпить, утверждал, что он возил Ленина. Да-да, того самого. Владимира Ильича. Основателя КПСС и Советского государства.

Водитель, между прочим, был классный. В годах. Войну прошел. Замечали за ним этот грешок — за руль нередко садился после рюмки. Конечно, по большому счету надо было снимать его с водительской работы… Но едва только кадровик протянул ему трудовую книжку, как наш ветеран грохнулся на колени передо мной на виду битком набитого зала.

— Юрий Сергеевич! — слезно попросил он. — Клянусь вам, что больше никогда не возьму в рот ни капли водки! Пусть она, проклятущая, рекой течет, буду плыть и не хлебну. Даже с похмелья!

Клуб взорвался мощными раскатами хохота здоровых мужских глоток.

Я тоже не мог удержаться от смеха. И сейчас, почти через полвека, вспоминая ту картину, улыбаюсь. Уж очень образно и доходчиво высказался наш Тихонович. Проняло, небось, каждого.

Ну, что, мужики, будем делать? — обратился я к залу, когда смех утих. — Оставить?

Оставить! — выдохнул клуб.

— Ладно. Будем считать, что решение принято.

Подошел к Тихоновичу, по-прежнему стоявшему на коленях, помог ему подняться:

— Идите…, но машину сдайте. Руль мы Вам больше доверить не можем…».

Ветеран остался работать в ремонтных мастерских. И люди в трудовом коллективе тоже оценили, каким образом руководитель вышел из очень непростой ситуации, не обидев заслуженного человека, прошедшего Великую Отечественную… И одновременно вывел из-под удара все предприятие, так как в случае аварии или другого инцидента последствия могли быть удручающе тяжелыми.

…Спустя годы Юрий Сергеевич размышляет о судьбе, прошлом и будущем России, как бы это не звучало патетически. Обсуждает различные возможные пути развития экономики России в начале 90-х с друзьями и коллегами, имеющими, так же, как и он, огромный управленческий опыт, талант предпринимателя и ясное понимание последствий принятых решений. Причем они действительно могут предполагать, как могла бы измениться экономика государства и на каком месте находилась бы страна сегодня, если бы были приняты те, а не иные решения.

«Нам выпало жить именно в эту, а не в иную пору, и этим все сказано. Можно до бесконечности прокручивать в уме различные варианты, но это бессмысленное занятие. Что свершилось, то свершилось. Не от меня лично и не от моих коллег зависело, что России выпал именно тот путь, которым она идет. И возвращение к прошлому, каким бы прекрасным оно не выглядело из сегодняшнего далека, уже невозможно».

Партизанский край

После Ставрополья в 1963 г. состоялся переезд на Брянщину. Так начинался брянский, пожалуй, очень успешный и плодотворный этап в жизни, когда знаний и опыта было предостаточно, сил хватало на все: и чтобы руководить, и чтобы всюду успевать, и чтобы реализовывать самые смелые задумки… Именно в этот период появилось чувство глубокой ответственности за среднерусскую землю, за ее бездорожье и бедность, и обида за подход чиновников к финансированию российских земель «по остаточному принципу» …

«Когда мы ехали по территории Брянской области, сердце заходилось от боли за эту землю, ко­торой, как никакой другой, досталось в годы войны. Следы разрухи и пожарищ встречались нам повсюду. Жители области не покорились врагу. Массовым было партизанское движение. Еще в пути мы услышали волнующую историю о том, что целый район — Дятьковский — немцам так и не удалось захватить. Всю войну там действовала советская власть, работа­ли прежние учреждения».

Так вот, на Брянщине одним из насущных вопросов стало качество дорог, точнее, их отсутствие… В зимнее время дороги заметало снегом, в осенний дождь и весеннюю распутицу – они становились непроходимы… Следовательно, автомобильный транспорт попросту выходил из строя. А это для Ю. Сухина означало только одно – необходимо строить дороги. И сегодня работают на благо человека дороги, построенные при его непосредственном участии. Строить дороги, чтобы осуществлять автоперевозки, строить жилье, заботясь о людях. И, непременно, помнить тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Тогда появилась идея создать Курган Славы на границе трех союзных республик – России, Украины и Белоруссии. Конечно, сложно даже представить себе, какие сугубо технические проблемы стояли перед исполнителями этого проекта. Ведь решили на добровольных началах насыпать Курган Славы. Ну, а когда стало понятно, что осуществлять перевозку земли нужно за чей-то счет, оплачивать дополнительные рейсы, наряды, накладные, расход топлива…стали искать выход. И тогда по предложению Ю. Сухина работники автотранспортных предприятий Брянщины включились в соревнование за экономию топлива и километража, чтобы один раз в день водитель мог сделать бесплатный рейс и привезти землю на Курган Славы.

А когда открывали Курган Славы, у Ю. Сухина возникло предложение установить здесь не только памятную стелу о партизанском прошлом Брянской земли, но и памятник воинам-автомобилистам. Он же предложил и саму идею создания монумента и получил одобрение от руководителей области.

Так из необработанного камня, как из ночной темноты, возникает автомобиль, на подножке которого водитель... Он движется к линии фронта, напряженно всматриваясь вдаль. Дорога неизвестна и полна опасностей на каждом повороте. И надо добраться живым, в сохранности доставить груз… Эх, дороги…

В 1968 году на 112-м километре трассы Орел - Брянск - Гомель был возведен мемориальный памятник в честь 18-й автомобильной бригады, созданной в Брянске и прошедшей боевой путь до Берлина.

Проезжающие мимо водители гудком автомобильного клаксона отдают долг памяти воинам-автомобилистам, павшим на дорогах Великой Отечественной. Эта зародившаяся традиция прижилась прочно и сразу. И заставляет людей призадуматься, возможно, замолчав на несколько минут…

В Брянске сделано было очень много. Рачительный хозяин и мудрый руководитель, Ю. Сухин даже переходящее Красное Знамя Совета Министров не уступал, а в крайнем случае делил свою победу в социалистическом соревновании с не менее удачливым и работоспособным руководителем предприятия, например, железнодорожного транспорта.

В столицу

Успехи в работе были очевидны для всех, и потому закономерным стало и приглашение ехать на работу в Москву.

«Когда я уезжал в Москву, … все меня провожали. За городом устроили небольшой мальчишник для узкого круга. Было весело и шумно. Сожгли мою шляпу». А еще был тост: «Когда тебя прислали в Брянск, мы, старые руководители, подумали: слишком молодой для такой должности. Выскочка, наверное. Ничего, он долго здесь не продержится. Ошиблись мы, Юрий Сергеевич! Очень сильно ошиблись. Поэтому я хочу поднять тост за ошибки. Пусть их, именно таких ошибок, будет как можно больше!»

Почти целый год Ю. Сухина пытались уговорить переехать на работу в Москву, он отказывался, приводил убедительные аргументы в пользу своей нужности и полезности на прежнем месте работы, о незавершенности своих проектов, о людях, которым давал обещания… Ю. Сухин не искал повышений по службе, не «выстраивал» сложных диспозиций, работа сама находила его.

Москва встретила Сухина столичным темпом, спешкой, другими масштабами и расстояниями, бесконечными делами и одиночеством, поскольку семья смогла переехать лишь через полгода. Работа на порученном ему уральском направлении отнимала много сил, ведь из Москвы проблемы регионов виделись по-иному и решать их надо было иными способами.

«Сколько себя помню на руководящих должностях, столько и слышу, что во всех бедах регионов виноват центр. Кстати, когда сам работал в низовке, тоже крыл, на чем свет, союзные власти. Потом, перейдя в этот самый центр, увидел, что не все так просто. Но для понимания этой простой истины надо очутиться в министерском кресле, что удается далеко не каждому. Отсюда постоянные нападки на центр, на несправедливое распределение фондов».

Совтрансавто

В апреле 1971 г. Ю. Сухин возглавил Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто». Надо было решать невероятное количество вопросов: кадровые, визовые, экономико-правовые… и все это сразу, не откладывая на потом. Решать все наболевшие проблемы без серьезного предварительного анализа ситуации было трудно. Очень остро встал вопрос профессиональной подготовки водителей на международных направлениях. И Юрий Сергеевич выступил инициатором создания учебных центров, которые бы готовили профессиональные кадры в полном объеме, с учетом всех профессиональных и общественно-политических требований, предъявляемых к водителям, имеющим многократную визу для выезда за рубеж.

Как бы не распоряжалась судьба, на каком бы посту и в какой бы должности не находился Ю. Сухин, он первым делом собирал вокруг себя профессиональную команду, которую продолжал учить, чтобы были самыми знающими, самыми опытными, непререкаемыми авторитетами в области международного автотранспорта.

По инициативе Юрия Сергеевича Сухина в «Совтрансавто» были организованы профильные семинары, которые проводились под эгидой Минфина, Госплана, Минвнешторга, где выступали работники министерств и ведомств, связанных с зарубежной деятельностью: специалисты по внешнеэкономической деятельности, валютным операциям,  особенностями функционирования банковской системы за рубежом, правовым аспектам  коммерческих сделок.

Началось подписание межправительственных соглашений, которые и регламентировали юридическую основу международных автоперевозок. Одним из первых было подписано соглашение с Финляндией. На посту начальника Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» Ю. Сухин добился отдельной строки в бюджете, и это стало подтверждением огромной значимости предприятия, его успешности и особого доверия к руководителю. А всего за 7 лет была создана и обустроена мощная система из 12 автопредприятий. К началу 80-х «Совтрансавто» стало одним из самых крупных в мире международных автоперевозчиков.

И, как уже бывало не раз, последовало новое назначение – в этот раз на должность замминистра, ведающего внешнеэкономическими связями. Это подразумевало участие в межправительственных и межведомственных переговорах, необходимость системно и в полном объеме знать и контролировать весь комплекс вопросов по взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству.

Но в декабре 1979 г., когда сообщили о вводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистан, Юрий Сергеевич почувствовал свое скорое назначение на эту неизвестную тогда нам войну…

Афганистан

И вот в должности советника премьер-министра Афганистана 22 февраля в советском посольстве в Кабуле Ю. Сухин встретил День Советской Армии и Военно-Морского флота. И стал свидетелем нападения агрессивной толпы на российское посольство, призывавшей расправиться с «неверными»… Посольство тогда охранялось лишь небольшим составом охранников, и потому автоматы взяли в руки все, чтобы защитить женщин и детей. Помогли наши десантники, приземлившиеся в это время в Кабуле и успешно разогнавшие нападавших.

Но миссия, с которой был направлен в Афганистан Ю. Сухин, требовала стабильной мирной работы. Для начала – создания самой организации по доставке продовольствия и других гуманитарных грузов.

У нашей армии были свой транспорт, свои склады, своя система снабжения, свои маршруты. А Юрию Сергеевичу предстояло руководить гражданским автомо­бильным транспортом. И где его взять? В посольстве посоветовали — делать ставку на частный транспорт. Но местные жители, и даже предприниматели-афганцы со стажем, были запуганы и получили предупреждения: в случае, если начнутся перевозки государственных грузов, всех ждет смерть от душманов, а машины будут сожжены.

Решили, конечно, вопрос. Из Советского Союза пригнали грузовики, передали их в пользование совместному советско-афганскому предприятию, организовали ремонтную базу…

Словом, с нуля создавали систему автотранспорта государства Афганистан. При этом приходилось буквально «продираться» сквозь стену непонимания, вражды и заблуждений.

Надо сказать, что хорошее отношение простые афганцы видели всегда. И, хотя четко понимали свои интересы, Ю. Сухин умел говорить с людьми и в нужный момент сделать выгодное предложение.

При этом ежедневная работа всех наших представителей была сопряжена с опасностью, а уж работа простых водителей на маршрутах тем более, так как они первыми подвергались грабежам и нападениям на дорогах. Поэтому очень остро встал вопрос защиты людей при перевозке грузов. Но и многие афганцы понимали, что шурави спасают страну от голода… Он сам вел автотранспортную колонну, если было необходимо, сам шел на трудный разговор с людьми, отправляя их в опасный рейс… И всегда повторял, что оружие ему не нужно, он приехал решать мирные задачи грузоперевозок.

Ю. Сухин пробыл в Афганистане три года…

К концу его пребывания обеспечивалось более 50% перевозок внешнеторговых грузов из северных портов ДРА в различные районы страны. Во внутренних перевозках доля госсектора составила более 30 процентов. Но это цифры! Упрямая вещь, как говорят… Но достичь всего этого можно было еще и потому, что Советский Союз поставлял автопоезда КамАЗ, автомобили «Татра» и МАЗы, лучшие специалисты готовили национальные квалифицированные кадры.

И параллельно создавалась по-настоящему надежная материально-техническая база автопарка афганской страны. Теперь наконец-то механизм был отлажен и можно было поэтапно передавать бразды правления в руки афганцев. И возвращаться в Москву, где Ю. Сухина ждало новое назначение… с которым он снова не был готов соглашаться.

И снова столица… министерская

В Москве ждала Юрия Сергеевича судьба министра… 1983-й год и известие о своем назначении Ю. Сухин получил из газеты. Сухой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, опубликованный в «Известиях» гласил — назначить.

Позже станет известно, что из семи претендентов на министерский портфель предпочтение было отдано именно ему. И список конкретных дел и продуманных решений, уже в масштабе России, на уровне регионов, продолжился.

«Я родился и был студентом при Сталине, получил первую руководящую должность при Хрущеве, был заместителем министра при Брежневе, министром при трех генсеках — Андропове, Черненко и Горбачеве, возглавляю крупнейшую Ассоциацию международных перевозчиков вот уже при втором Президенте России».

Хотя на этот период пришлось и бурное освоение Нового Уренгоя, и развитие нефтегазовых месторождений Западной Сибири, в стране произошли катастрофы глобального масштаба, такие как авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в армянском Спитаке. И предстояли серьезные общественно-политические испытания.

На каждую беду Ю. Сухин отвечал и как министр, и как человек, и ликвидация последствий катастроф становилась для отрасли приоритетной задачей. С болью приходилось отодвигать некоторые планы до лучших времен.

Но к концу пребывания Ю. Сухина в должности министра отрасль была «на взлете», каждое из 86 областных предприятий работало с прибылью, выполняло и перевыполняло план. И не только. Стоились автотранспортные предприятия и за рубежом, например, на Кубе, и на Байконуре, для нужд космических проектов. Однако жизнь потребовала, чтобы успешные, экономически состоявшиеся предприятия создавали у себя подсобные хозяйства.

И, хотя многим руководителям это было, мягко скажем, не по душе, помогать своим же людям выживать - вот, собственно, причина, по которой эти же самые руководители автотранспортных предприятий и взялись за распространение опыта создания подсобных хозяйств, ставили на баланс убыточные колхозы.

С этой целью даже проводились выездные заседания коллегии министерства, что придавало значимости самим производственным начинаниям и добавляло скорости исполнению уже продуманных и принятых решений.

Как серьезный руководитель-производ-ственник Ю. Сухин всегда уделял особое внимание условиям не только труда, но и отдыха своих подчиненных. Другими словами, «социалке». Именно при Ю. Сухине социальная сфера Министерства пополнилась прекрасными объектами для отдыха. И деньги были – и на развитие, и на строительство. «…Не хватило времени, чтобы осуществить намеченное. Еще бы одна пятилетка – и основные проблемы, связанные с социальным развитием отрасли, были бы в основном решены. Увы, реформы захлебнулись, не стало и Советского Союза».

Сейчас Юрий Сергеевич вспоминает: «В годы ельцинской реформации власти я настоял на том, чтобы единое министерство транспорта постсоветской России формировалось именно на базе Министерства автомобильного транспорта, которое я возглавлял. Моя линия победила – первым главой нового министерства стал автомобилист В. Ефимов. Не морфлотовец, не речник и не аэрофлотовец, а именно автомобилист». И еще: «Сидя на самом верху пирамиды власти, невозможно было учитывать все детали сложнейшего хозяйственного механизма, который безостановочно крутился внизу. А мы, республиканские министры, должны были знать все до мельчайших подробностей, держать в уме полную картину. Иначе – крышка.  Не владея положением дел, защитить в Госплане  бюджет своей отрасли было невозможно».

В 1974 г. под руководством Ю. Сухина была создана АСМАП - мощная профессиональная структура, способная решать государственные задачи и объединять профессиональные кадры отрасли.

«Немало людей, уйдя на пенсию по возрасту, ломались, и спустя короткое время заканчивали свой земной путь. Самое ужасное, от чего заболевали и уже не могли выкарабкаться, — это ощущение собственной ненужности, обреченности. Человек живет до тех пор, пока у него есть любимое дело, пока оно влечет к себе. Как только утратил интерес к делу — все, конец. А если и раньше не было этого любимого дела? У некоторых не было. У меня было. Поэтому я счастливый человек. Я никогда не тяготился своей работой. Наоборот, она приносила мне радость, ощущение полноты бытия. Я не мыслил себя без любимого дела, которому отдал всю жизнь».

Итак, впереди была неизвестность и любимая работа длиною в жизнь!

АСМАП

Авторитет и уважение всего профессионального сообщества позволили Ю. Сухину не только неоднократно переизбираться президентом АСМАП, но и действительно являться ее лидером. Когда Ю. Сухину вручали Золотой знак IRU, приветствуя эту награду, встали и стоя аплодировали представители четырехсот членских союзов и ассоциаций из восьмидесяти стран мира. Это признание!

В 1974 г. специальным Постановлением Правительства была создана Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Днем рождения АСМАП может считаться 12 марта 1974 года, когда состоялось учредительное собрание Ассоциации советских международных автомобильных перевозчиков, на котором был принят ее Устав. И, видимо, не случайно эта дата так близка ко дню рождения ее ПЕРВОГО президента.

Хотя само Постановление Совета Министров СССР о создании Ассоциации датировано 18 января 1974 г. И сегодня это совсем не важно. Важным остался факт создания, сохранения и преумножения всего самого лучшего, что удалось объединить в АСМАП.

Все эти годы, как принято говорить, у руля АСМАП стоял Юрий Сергеевич Сухин. Он входит в список самых влиятельных деловых людей России, который всегда открыт для общения, его хорошо знают и высоко ценят за рубежом. Его харизме может позавидовать любой политик.

АСМАП знают и ценят в Правительстве России, Министерстве транспорта, в Торгово-промышленной палате, Российском союзе промышленников и предпринимателей. На посту президента АСМАП Ю. Сухин снова продемонстрировал умение подбирать кадры, создав высокопрофессиональный коллектив. Впрочем, многие высококлассные специалисты прошли замечательную школу «Совтрансавто», отлично проявили себя в аппарате Министерства автомобильного транспорта и в его региональных управлениях. Собрать таких профессионалов и вырастить кадры, способные решать поставленные самой жизнью очень непростые задачи в масштабах страны и за ее пределами - это, пожалуй, настоящий человеческий подвиг.

Постоянно заботясь о том, что в России нужна и важна подготовка и переподготовка кадров для международных автоперевозок, Ю. Сухин поднимал эту проблему на многочисленных совещаниях и международных встречах. Ничего удивительного не было в том, что европейские представители TASIS проявили активную заинтересованность в обучении российских представителей автоперевозчиков у себя. Причина такой активной заинтересованности, конечно же, предельно ясна. Это деньги, которые Ассоциация заплатит за обучение. И надо отдать должное Юрию Сергеевичу, когда он предпринял ответные действия, сказав, что так «никаких денег не хватит». И на базе транспортных вузов России были созданы шесть центров по подготовке международных перевозчиков. В настоящее время в АСМАП функционируют 14 учебно-консультативных центров, расположенных практически во всех федеральных округах, работает великолепный учебно-оздоровительный комплекс в Светлогорске, оснащенный самой современной компьютерной техникой для обучения новым информационным технологиям.  

Если бы не авторитет и усилия АСМАП, то многие проблемы перевозчиков так бы и остались их личными проблемами.

Ю. Сухин: «Сейчас являюсь членом нескольких общественных  советов при Министерстве транспорта России, вхожу в состав ряда комиссий. Стараюсь находить «форточку», чтобы участвовать в их работе. Отбывать время не умею, всегда  старался приносить пользу, оказывать всемерную помощь и поддержку».

Вся жизнь Юрия Сергеевича Сухина – пример беззаветного служения интересам Родины, в том числе интернациональным, уникальной способности подлинно государственного мышления.

Уважаемый ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ!

Мы ценим Ваш опыт и знания. Мы по-хорошему завидуем Вашей молодости и жизнелюбию, мы уважаем Вас за профессионализм и колоссальный опыт.

Мы любим ВАС!!!

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ,

ДОРОГОЙ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ!


Вехи биографии

1954-1955 гг. - Главный инженер автобазы №25 г. Ходжейли.

1955-1956 гг. - Начальник гаража, инженер ПТО Ставропольского крайавтотреста Минавтошосдора РСФСР.

1956-1961 гг. - Главный инженер, начальник Невинномысского автотранспортного хозяйства.

1961- 1963 гг. - Заместитель управляющего Ставропольского крайавтотреста.

1963-1968 гг. - Начальник Брянского транспортного управления Минавтошосдора РСФСР.

1968 -1971 гг. - Заместитель начальника, начальник Республиканского объединения «Уралавтотранс».

1971-1977 гг. - Начальник Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» при Минавтотрансе РСФСР.

1977-1983 гг. - Заместитель министра автомобильного транспорта РСФСР.

1983-1990 гг. - Министр автомобильного транспорта РСФСР.

1990 - 2009 гг. - Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

С 2009 г. – Почетный президент АСМАП.

Ю. Сухин принимал активное участие в работе советских политических и общественных организаций. Избирался членом Невинномысского горкома КПСС Ставропольского края, депутатом Ленинского района Совета трудящихся Ставрополя, был кандидатом, членом бюро Брянского обкома партии, депутатом Брянского городского Совета трудящихся. Делегат XXVII и XXVIII съездов КПСС, всесоюзной партийной конференции. Депутат Верховного Совета РСФСР 2-х созывов.

Ю. Сухин - доктор транспорта, академик Академии транспорта Российской Федерации. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР» и в разное время вручены государственные награды: орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почета», орден Дружбы народов, афганский орден Красного Знамени и другие награды.

Дважды удостоен Почетной грамоты Правительства Российской Федерации.

Ю. Сухин - автор двух книг, которые написаны удивительно откровенно, задорно и бескомпромиссно... с надеждой и верой в будущее нашей Родины!

Решившись на откровенный разговор о судьбе страны через развитие автомобильной отрасли Советского Союза, он назвал свою первую книгу «Судьба министра». Вторую книгу Юрий Сергеевич с полным основанием написал как министр своей судьбы…

Ю. Сухину удалось пройти множество извилистых дорог по коридорам власти, преодолеть тысячи километров заснеженных и обожженных солнцем трасс, быть на вершине власти, пройти огонь, воду и медные трубы…

И в тяжелейший момент современной истории России, 20 лет назад вновь оказаться профессионально востребованным и начать одну из своих самых ярких жизненных страниц, где есть место любви и работе, счастливому семейному очагу и сыну.


Уважаемый Юрий Сергеевич!

Сердечно поздравляю Вас с 80-летием!

Всю свою жизнь Вы посвятили автотранспортной отрасли. Под Вашим руководством проходило ее становление и развитие. Неоценим Ваш многолетний труд и богатый опыт в организации автотранспортных предприятий, в создании законодательной базы автомобильного транспорта, в воспитании и продвижении профессиональных кадров.

Вы много сделали для развития транспортного комплекса страны. Благодаря Вашему постоянному вниманию и настойчивым усилиям была создана материально-техническая и законодательная база для международных автомобильных перевозок. Под Вашим руководством Ассоциация международных автомобильных перевозчиков стала одним из крупнейших транспортных объединений и достойно представляет отрасль, как в России, так и за рубежом.

Примите мою искреннюю признательность за плодотворное сотрудничество. Ваше мнение всегда было и остается мнением государственного деятеля и профессионала высочайшего уровня.

От всей души желаю Вам крепкого здоровья и новых больших успехов в профессиональной деятельности на благо великой России.

Министр транспорта

Российской Федерации

И.Е. Левитин

Дорогой Юрий Сергеевич!

От имени Ассоциации международных автомобильных перевозчиков позвольте поздравить Вас с 80-летием!

Нам несказанно повезло, что два десятилетия Ассоциацию возглавляли именно Вы – выдающийся руководитель, заложивший прочные традиции дружбы, доверия и созидательного сотрудничества. Ваши заслуги перед АСМАП огромны, а опыт бесценен. Мы всегда встречали у Вас самое внимательное и доброжелательное отношение к нашим инициативам, и именно благодаря Вашему постоянному вниманию и настойчивым усилиям в стране укреплялась материально-техническая база международных автоперевозчиков и совершенствовалось транспортное законодательство.

Ваше блестящее руководство, высочайшая ответственность и умелый подбор кадров сделали АСМАП мощной и авторитетной организацией. Мы высоко ценим опыт сотрудничества с Вами и осознаем, как много Вы сделали для развития международных автоперевозок и всего транспортного комплекса страны.

Многие люди не только в России, но и за рубежом с чистой совестью скажут, что им выпала великая честь трудиться рядом с Вами – энтузиастом своего дела, глубоко порядочным, интеллигентным человеком, который не только посвятил всю жизнь автодорожному транспорту, но и всегда готов делиться своим уникальным опытом и знаниями!

Примите наши искренние поздравления с юбилеем, пожелания доброго здоровья и благополучия близким!

Президент АСМАП

Е.С. Москвичев

Уважаемый Юрий Сергеевич!

Я горжусь тем, что мне выпала честь работать с Вами. Ваш вклад в развитие автомобильного транспорта огромен, Ваш авторитет среди автоперевозчиков непререкаем.

Вызывает глубокое уважение то, как Вы легко и всегда со знанием дела можете организовать решение самых сложных задач и проблем.

Вы наделены редким даром увидеть в человеке лучшее, суметь использовать его потенциал в интересах дела. Высочайший профессионализм и уважительное отношение к работающим рядом с Вами людям привлекли к Вам великое множество учеников. И я искренне рад, что могу отнести себя к их числу.

Я не перестаю учиться Вашему подходу к работе и стилю взаимоотношений с коллегами и перевозчиками.

От всей души желаю Вам еще много лет передавать нам свои знания и опыт, вести привычный Вам активный образ жизни, радовать своих родных и близких крепким здоровьем и хорошим настроением.

Генеральный директор

АСМАП

А.Н. Курушин

С глубочайшим уважением поздравляю нашего НАРКОМА со знаменательным юбилеем.

Юрий Сергеевич внес колоссальнейший вклад в развитие автомобильного транспорта Советского Союза и России. Он сыграл ключевую роль в интеграции в международное транспортное пространство, в развитие экспорта транспортного потенциала.

Именно Министр автомобильного транспорта РСФСР сформировал мою судьбу, мой жизненный путь.

Помню, в апреле 1986 года поздно вечером мне, начальнику Волго-Вятского транспортного управления, пришла телеграмма: «Прибыть к министру». В кабинете меня встретил, как обычно улыбающийся Сухин: «Я принял решение пригласить Вас на должность заместителя министра».

Прошло 15 лет. И снова Юрий Сергеевич выстроил мою жизненную линию. Благодаря ему я стал Председателем Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию. При его активнейшем участии и инициативе был создан Союз транспортников России.

К Вам всегда привлекает широта государственного мышления, энтузиазм, упорство в достижении цели, глубочайшая забота о профессионалах автомобильного транспорта.

Поздравляю нас всех, Ваших соратников, с Вашим юбилеем, уважаемый Юрий Сергеевич.

Пожелание одно – оставайтесь таким, как есть, не меняйте ничего в Вашей многогранной жизни.

Начальник Горьковского территориального
автотранспортного объединения,
заместитель министра автомобильного
транспорта РСФСР,
министр транспорта РФ,
автомобилист
В.Б.Ефимов

Поздравляем выдающуюся личность Юрия Сухина

Почетного Президента АСМАП, члена Президиума IRU

По случаю Вашего 80-летия от имени членов IRU, Президиума IRU и от себя лично хотел бы выразить Вам искренние поздравления и самые добрые пожелания.

Хочу передать Вам слова благодарности за замечательную работу, проделанную Вами в интересах автотранспортной отрасли, и Вашу деятельность не только в России, но и на международном уровне под эгидой IRU.

Благодаря широкому кругу Ваших друзей и партнеров и уникальной способности поддерживать тесные отношения с различными частными и государственными организациями Вы вырастили и выпестовали АСМАП, которая к настоящему времени стала мощной и уважаемой ассоциацией и в России, и далеко за ее пределами, хорошо оснащенную, готовую принять любой вызов и не упустить ни единого шанса в меняющемся мире.

Ваша великая приверженность делу развития, продвижения и повсеместного обеспечения автотранспортной отрасли способствовала возникновению между нами глубоких отношений, которые позволили мне считать Вас моим духовным лидером. Эти отношения способствовали укреплению сотрудничества между Востоком и Западом в интересах всех сторон, вовлеченных в систему международного автотранспорта и торговли.

Тот, кто празднует свое 20-летие, очень молод. Тот, кто отмечает четырежды прожитый этот срок, представляется еще моложе. Молодость проходит, а зрелость надо заслужить.

Желаю Вам и Вашей семье всего самого доброго на долгие-долгие годы.

Генеральный
Секретарь IRU
М. Марми

Почетному президенту
Ассоциации международных
автомобильных перевозчиков
Ю.С. Сухину

Уважаемый Юрий Сергеевич!

Искренне поздравляю Вас с 80-летним юбилеем!

Вы посвятили свою жизнь развитию автомобильного транспорта России и блестяще реализовали себя как государственный деятель. На каком бы посту Вы ни находились, Вы последовательно отстаиваете интересы своей отрасли.

Особого уважения заслуживает Ваша плодотворная деятельность во главе Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, где в полном объеме проявляется Ваш огромный опыт.

Отрадно, что и сегодня Вы полны энергии и творческих замыслов.

Желаю успехов в работе, здоровья и всего самого доброго!

Президент ТПП РФ
Е.М. Примаков

 

назад